Техники и узоры народного искусства в нашей стране передавались из уст в уста несколько столетий как минимум. Девочки учились вышивать еще в семь лет, и главной учительницей выступала мать. Вышивка, основным материалом для которой выступал холст, служила разным традициям, и использовалась почти во всех стилях одежды.
Красные и разноцветные
Русская народная вышивка самых древних времен использовала только красные нити, и в основном льняные, создавая на белом полотне поразительно красивые узоры. Самая древняя и простая, эта техника вышивки является одной из самых впечатляющих. Она воплотила в себе самые древние традиции славян. Самым любимым швом того времени был двухсторонний, который позволял создавать одинаковый рисунок как с изнанки, так и с лицевой стороны ткани. Древнейшая техника не предполагает использования канвы – полотно того времени было достаточно плотным, чтобы можно было просто считать нитки. Разноцветные нити стали появляться около XIX века. Тогда традиционная русская народная техника вышивки стала обогащаться яркими нитями из шерсти, нитями с использованием золота, да и в качестве базы для работы стали брать уже не белоснежное полотно, а красные ткани фабричного производства. В то же время сформировался новый шов, тамбурный, который идет свободно и не предполагает постоянного подсчета нитей.
Значение вышивки
Украшение одежды было вопросом чести для любой хозяйки – потому что именно по ней люди судили о самой хозяйке, о ее трудолюбии, о ее мастерстве, о ее вкусе, обеспеченности и так далее. Поэтому вещи, особенно праздничные, расшивались очень ярко. Перевязки для девушек тоже украшались вышивкой, но самым богатым элементом одежды считалось оплечье и кокошник, что должны были быть вышитыми как можно ярче. Их носили во время свадьбы, а также молодые замужние дамы. Воротник и подол сарафана по возможности тоже расшивался, а порой для доказательства своего мастерства обрабатывали вообще весь рукав. Украшались и мужские рубашки. Чаще всего изображались геометрические узоры или «павы», птицы с пышными хвостами.
И сегодня, когда традиции снова входят в моду, дизайнеры начинают обращать внимание на красоту древних узоров, и яркость этно-стиля, созданного в традициях древних славян.