Привести в систему техники плетения бисера пытались многие. Сегодня все попытки можно разделить по концепции, на основе которой проводился подход, и соответственно легко понять все особенности системы.
Техника как способ
Самая простая и базовая концепция, но при этом она же самая развитая. Ее придерживаются многочисленные мастера как в России, так и по всему миру. Это исследование проводится при помощи нового «открытия» плетения как искусства или на принципе этнографии. В России метод стал развиваться в конце семидесятых, и некоторые мастера, в частности Литвинец-Джигурда, оказали огромное влияние на данную концепцию анализа, но они же стали залогом существующих фундаментальных ошибок в ней. Она ошибочно делит приемы нанизывания, зато обладает вполне современным представлением об изоморфном характере ячеек. И достоинства и недостатки продолжили развиваться в публикациях более поздних авторов. Вводились новые понятия, в результате чего стали появляться некие «авторские» и даже фантомные, никогда не существовавшие вне теории техники работы. Впрочем, такой беспорядок свойственен многим странам.
Техника как цепочка
Теория, получившая свое обоснование в Петербурге, и ставшая отличительной чертой их школы. Рассматривается пара видов техник – цепочки и цепочки слитые, что приводит нас к проблемам реализации данного восприятия, потому что соединение нескольких видов техники приводит к малопонятным результатам. Большинство современных авторов считают, что форма изделия просто не может являться техникой, поэтому концепция не подлежит даже обсуждению.
Техника как структура
Последний по времени подход, самый новый и вполне претендующий на звание самого естественного, потому что были проанализированы, и в результате дополнены, уточнены базовые понятия теории. Пересмотрели как «бисероплетение», так и понятия от «техники» до «приема». Это помогло разработать саму методологическую основу, что и стала базой для современной систематизации техник. Концепция также включает в себя отдельные элементы разработанных ранее систем, так что противоречий не возникает даже на базовом уровне. Она может применяться и в искусстве и в этнографии, сохраняя преемственность передачи знаний.